Версия для слабовидящих Обычная версия
Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A
Главная Родителям Музыкальная страничка

Музыкальная страничка

Сила музыки против заболеваний

О лечебном воздействии музыки знали еще древние. Об этом не забыли и сегодня. В  аптеках Китая, Индии и Японии продаются музыкальные альбомы., которые в буквальном смысле слова лечат. Он так и называются «бессонница», «нервы», «почки», «печень», «заикание» и.т.п. В этих музыкальных альбомах собраны отрывки из произведений различных композиторов, прослушивание которых позволяет излечить те или иные заболевания. При помощи длительных экспериментов американские ученые установили, что правильно подобранные мелодии оказывают сильное терапевтическое воздействие. Например, романтическая музыка Шумана, Шуберта, Шопена, Чайковского снимает стресс, нервное напряжение. Медленная музыка Баха, Генделя, Вивальди создает ощущение уверенности в своих силах, безопасности .

Идею Пифагора (слушание музыки лечат, воплотил в жизнь французский врач – отоларинголог Альфред Томатис. По его мнению особо сильное целительное воздействие на человека оказывает музыка Амадея Моцарта. В этой связи хотим рассказать об удивительной истории известного французского актера Жерара Депардье. Жерар родился в 1947 году в бедной семье. Отец по профессии жестянщик, не мог найти работу и проводил время в тавернах, мать от отчаяния стала нервной и раздражительной. Тяжелые отношения в семье скорее всего и стали причиной того, что маленький Жерар сильно заикался. В результате он бросил школу, связался с дурной компанией, занимавшейся кражами, неоднократно задерживался полицией. Неизвестно, как бы обернулась его жизнь, если бы однажды он не приехал в Париж, в гости к своему другу, который учился на актерских курсах. Однажды юный Жерар посетил вместе с другом занятия на курсах, которые вел известный франзуцский актер Жан Коше. Эксцентричный Коше предложил Жерару принять участие в пантомиме и сумел разглядеть в юноше актерский талант. Именно Жан Коше посоветовал Жерару обратиться к доктору Томасису.

Я помогу Вам, - сказал врач. И назначил совершенно необычное лечение. – Приходите ко мне ежедневно и слушайте музыку Моцарта.

В это трудно поверить, но уже через несколько таких «сеансов» Депардье почувствовал себя лучше. Появился аппетит, улучшился сон. А главное, все более уходило заикание и косноязычие. После трехнедельного курса заикание ушло окончательно, а Моцарт стал любимым композитором любимого актера. «До Томатиса, - вспоминает актер, - я не мог довести до конца ни одного предложения. Этот врач вернул меня к жизни.

Почему именно Моцарт? Точно ответить на этот вопрос невозможно. Впрочем, в жизни есть много труднообъяснимого. Выскажем лишь некоторые соображения.   Значительная часть музыки гениального композитора написана совсем в юном возрасте и может быть поэтому близка к детям.

Музыка Моцарта ясна и понятна.

Моцартовская музыка, в большей степени, чем музыка других композиторов, соответствует жизненно важному правилу золотой середины, не слишком. Не слишком быстрая и не слишком медленная, не слишком взволнованная и не слишком спокойная, не лишком громкая и не слишком тихая. Возможно, что музыка Моцарта, выражаясь научным языком, поможет ребенку восстановить энергетический баланс. Как говорил Пифагор, «Привести страсти к равновесию».

Муз. Руководитель МАДОУ «Детский сад№8» Овчинникова Л.П.

 

МУЗЫКОТЕРАПИЯ:

Каким инструментам уделить внимание?

         Уже давно известно, что музыка, особенно классическая, влияет на формирование личности. Сейчас музыкальная терапия становится популярной и все чаще применяемой. В специальных учреждениях с помощью такого лечения помогают людям справиться со своими проблемами, с жизненными трудностями, посмотреть на мир совершенно по – другому.

         Музыка благоприятно влияет на функционирование систем дыхания и кровообращения. Снимает усталость, придает бодрость и поднимает общий жизненный тонус. Музыкотерапию используют также и в оздоровительных целях для беременных женщин и новорожденных детей.

         Стоит знать, что музыка влияет на человека на двух уровнях: физическом и психическом. На физическом уровне предполагаются объективные изменения в организме, а именно: выделение эндорфинов, гормонов удовольствия. Ведь музыка является сочетанием  звуков, а звук  - это вибрация, которая пронизывает каждую клеточку нашего тела. Психологически музыка пробуждает творческие силы, меняет настроение и рождает эмоции.

         Влияя на психоэмоциональное состояние человека, музыка способна привести к неким гормональным и биохимическим изменениям в организме, благотворно воздействовать на интенсивность обменных процессов. Положительные эмоции, возникающие во время звучания музыки, стимулируют интеллектуальную деятельность ребенка. Именно они влияют на все психические процессы: на ощущение, восприятие, воображение, мышление, волю, память. Радостное, счастливое настроение ребенка является основой его физического и психологического здоровья, доброжелательного отношения к людям, окружающему миру.

         Звук оказывает влияние на здоровье человека, его сознание и поведение. Терапевтический эффект музыки зависит, в частности, от частоты ее звучания. Так, желудок больше реагирует на звуки низкого регистра, а органы дыхания, наоборот, чувствительны к высоким частотам. Поэтому с помощью звуков определенной частоты можно воздействовать на тот или иной орган человеческого организма.

         Отдельного внимания заслуживает так называемые высокочастотные звуки, которыми являются, в частности, некоторые звуки природы: пение птиц, стрекотание кузнечиков, голоса дельфинов, различные звуки водной стихии. Диапазон частоты звучания – от 5000 до 8000 Герц, а именно такие частоты активно воздействуют на процессы формирования детского мозга. Поэтому важно, чтобы высокочастотные вибрации окружали детей с раннего возраста. Ученые доказали, что на состояние организма человека влияет еще и периодичность нарастания и спада громкости звуковых волн.

         Кроме частоты и громкости звучания музыки, влияние на физическое  состояние человека имеет еще и тембр того инструмента (голоса), на котором исполняют мелодию. Ученым известно, например, следующее:

- тембр кларнета положительно сказывается на кровообращение человека;

- скрипка и фортепиано успокаивающе действуют на нервную систему;

- флейта способствует  релаксации; духовные инструменты укрепляют сердце и сосуды;

- виолончель положительно влияет на почки и на печень;

- баян – на брюшную полость;

- арфа- на сердце и легкие;

- гитара – на сердце;

- труба – на поджелудочную железу;

- гобой – на желчный пузырь;

- губная гармоника – на толстый кишечник;

- церковный колокол «лечит» онкологические болезни;

- барабан выступает в роли мини - громоотвода, вволю побарабанив, можно выпустить гнев, сбросить негативную энергию.

 Музыкальный руководитель МАДОУ "Детский сад№8" Овчинникова Л.П.

Музыка начинается в семье

Каждый человек идет к музыке своим путем.

Помогите детям полюбить музыку, и в Ваш дом войдет верный друг, который сделает жизнь яркой и интересной, не оставит в трудную минуту. В душе каждого ребенка есть искорка любви к прекрасному и от родителей во многом зависит, разгорится она ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человека, или погаснет.

Природа наградила человека щедро: она дала ему все, для того чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуков. Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как именно от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядится своим природным даром.

Музыка детства – хороший воспитатель, надежный друг на всю жизнь. Педагоги и музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности – это физиологические особенности строения организма, например органов слуха или голосового аппарата, имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Также считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальные развития ребенка как можно раньше. Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание.

Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков, поэтому не стоит огорчаться если у малыша нет настроения что-нибудь спеть или станцевать, либо его исполнение далеко от совершенства. Не нужно расстраиваться, количество обязательно перейдет в качество, только для этого потребуется время и терпение.

 

Музыкальный руководитель: Овчинникова Л.П.

Развитие музыкального слуха дошкольников

Рекомендации родителям (по В. М. Бехтереву)

— Важна охрана детского слуха от резких слуховых эффектов.

— Устраняйте все, что нарушает правильное развитие слуха (гром­кие звуки, хаотическая речь и т. д.).

— Подумайте о правильном подборе игрушек. Они должны быть с нежным, мелодичным звучанием.

— Учите детей ориентироваться в ритме.

— Упражняйте детей в различении музыкальных тонов и музы­кальной окраски.

ЗАЙЧИК

Ушки длинны,

Куцый хвост,

Небольшой у зайки рост.

В огороде побывал,

Там капусты пожевал. Длинноногий,

Скок да скок!

Мы за ним —

Он наутек!

                            Г. Бойко

 

Предлагаем вам стихи-песенки, которые помогут развить у детей ритмическое чувство. Их можно использовать на прогулке, в часы досуга. Их можно петь, но можно и просто весело проговаривать. Они сами зададут правильный ритм.

ДОЖДИК

Кап-кап, тук-тук,

— Дождик по

дорожке!

Выбежали дети,

Ловят капли эти,

Выставив ладошки.

Г. Бойко

 

Тренируем слуховое внимание

Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка одаривает не всякого. Если не пытаться внимательно следить за движением музыкальных звуков, отвлекаться, поглядывая по сторонам, да еще что-нибудь жевать и говорить, вряд ли можно рассчитывать на понимание серьезной музыки и надеяться, что музыка когда-нибудь станет вашим другом. Помните, что музыка всегда начинается с Тишины! Попробуйте научить вашего малыша внимательно прислушиваться к окружающим его звукам. Посидите с ним в тишине и послушайте эту тишину. Ваш ребенок удивится, обнаружив, что тишина -вовсе и не тишина, потому что вся она наполнена звуками. Вот пример игровых упражнений для того, чтобы развить у ребенка умение внимательно слушать и слышать.

Слушаем тишину

Посадите ребенка рядом с собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ничто не отвлекало его от предстоящей игры. Попросите малыша закрыть глаза (говорите при этом едва слышным шепотом, чтобы ребенок постепенно настраивался на тишину). Задавайте ему вопросы, на которые ответы даются тоже шепотом: Какие звуки ты различаешь в комнате? Откуда они доносятся? Какие из них более громкие, а какие едва слышны? Какие звуки слышишь на улице? Угадай, кто подал голос? Какие звуки доносятся из соседнего помещения (из коридора, кухни, комнаты)? Какие звуки тебе понравились и какие совсем неприятны? В тот момент, когда у ребенка закрыты глаза, попробуйте сами произвести некоторые шумы (например, скомкайте лист бумаги, проведите карандашом, скрипните дверью и т.д.). Попросите его догадаться, какие звуки он слышал. Если вы заметите, что ребенок начинает уставать, поменяйтесь с ним ролями. 

Слушай хлопки

Игра развивает активное внимание. Участники идут по кругу. Когда ведущий хлопает один раз, дети останавливаются и принимают позу аиста (встать на одну ногу, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие принимают позу лягушки (присесть, пятки вмести, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка ходьба возобновляется. 

Будь внимателен

Для проведения игры ребенку и взрослому необходимо хорошее знание какой-либо песни, например «В лесу родилась елочка». Задача участников игры - вовремя вступить и пропеть свою фразу. Например, взрослый начинает: «В лесу родилась елочка». Ребенок следом подхватывает и поет следующую фразу без опоздания: «В лесу она росла». Следующую фразу - опять взрослый или же другой участник игры и т.д.

Музыкальный руководитель МАДОУ "Детский сад№8" Фомкина С. Х.

Рекомендации для родителей.

Музыка начинается в семье

Дорогие мамы и папы!

Каждый человек идёт к музыке своим путём. Помогите детям полюбить музыку, и в ваш дом войдёт верный друг, который сделает жизнь яркой и интересной, не оставит в трудную минуту.

В душе каждого ребёнка есть искорка любви к прекрасному - от вас во многом зависит, разгорится она ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человека, или погаснет. Постарайтесь:

• создать дома фонотеку записей классической, народной, современной детской музыки;

• приобретать музыкальные игрушки (погремушки, гармошки, дудки и др.) и изготовлять их самостоятельно;

• поощрять любое проявление песенного и танцевального творчества малыша, петь и танцевать вместе с ним;

• если вы владеете игрой на каком-либо музыкальном инструменте, как можно чаще музицировать, аккомпанировать своему малышу, когда он поёт или танцует;

• искать музыку везде: дома, в лесу, на берегу реки и моря, в городе.

• посещать со своим ребёнком музыкальные концерты, театры.

 

Музыкальное воспитание детей в

семье

Оно требует от взрослых специальной подготовки, старшие любят музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, создается особенно благоприятная среда для расцвета дарований ребенка.

В семье старайтесь создать такую обстановку, чтобы ребенок мог сам музицировать - наигрывать простейшие мелодии. Сформировать первоначальные исполнительные навыки вам помогут музыкальные игрушки. С первых месяцев жизни радуется ребенок их звукам. Дети постарше с удовольствием сами играют на них.

Игрушек сейчас много, и они становятся все лучше по качеству. Одни из них условно назовем мелодическими, так как на них можно сыграть мелодию, пусть и несложную. Это металлофоны, ксилофоны, цитры, триолы, баяны, рояли. Другие - ударные, на них исполняется лишь ритм. Это барабаны, погремушки, кастаньеты, маракасы, треугольники. Дети приобретают первоначальные исполнительные навыки, знакомясь с приемами игры, и надо сразу показать им выразительные возможности каждого инструмента. Так, например, на металлофоне то капают маленькие капельки дождя (верхние звуки), то гремит гром (нижние звуки), а на барабане можно отлично сыграть марш. Протяжной звук триолы хорошо подражает пению кукушки. Вначале лучше разучивать ритмические прибаутки, построенные на одном звуке. Внимание детей не отвлекается на исполнение мелодии, и они осваивают правильные приемы игры. Затем малыши научатся играть несложные попевки из нескольких звуков. На триоле, например, клавиши цветные. К инструменту приложены пособия, на которых изображены цветные квадратики подлиннее и покороче. Даже не зная нот, можно сыграть незнакомые мелодии. Если нажимать клавиши того цвета, какие указаны в книжке, и следить за правильным чередованием длинных и коротких квадратиков -так складывается песенка, и это интересное открытие для детей. Они и сами не прочь импровизировать различные ритмические сочетания. Надо поддерживать их инициативу. И в заключении снова напомним о том, что

искусство всегда адресуется к личности ребенка.

Воспитаем же любовь к прекрасному, доброму.

 

 

Музыкальный руководитель МАДОУ "Детский сад№8" Фомкина С. Х.