Версия для слабовидящих Обычная версия
Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A
Главная Родителям Специалисты рекомендуют Старший воспитатель

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ                                                                                    

   «Феномен проблемной ситуации в том, что она

 является источником  

 мыслительной деятельности»  

Рубинштейн С.Л.

 

     Ребёнок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставят в тупик неискушённых взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Один из них – развивающие игры.

              Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (новой темы), закреплении, контроле, в процессе решения некоторого задания, упражнения.

задачи на развитие логических способностей и творческого мышления, используя следующие проблемно-игровые приёмы:

•            Логико – математические игры:

•            Проблемные ситуации и вопросы, творческие задачи.

•            Задачи на развитие творческого мышления:

 

Использую логико – математические игры, такие как:

1. «Цвет и форма», «Логический домик», «Логический поезд»

2. На объёмное моделирование – «Танграм», Набор Никитина «Уникум».

3. На плоскостное моделирование – «Тетрис», набор Никитина «Собери узор», «Шоколадный набор»; «Разноцветный узор»;

4. На составление целого из частей – «Дроби», «Раздели овощи»;

5. Игры –забавы – перевёртыши, лабиринты, игры на замену мест, головоломки;

              Благодаря этим играм дети осваивают различные по степени сложности игровые действия на группировку, раскладывания, соотнесение, счёт, измерение. Следуя игре собственного воображения, ребёнок создаёт новые игровые ситуации, вносит новые познавательные задачи. Мы начинаем освоение игры в совместной деятельности взрослого с ребёнком, потом дети переходят к самостоятельным играм.

Проблемные ситуации и вопросы, творческие задачи.

Они способствуют установлению причинно-следственных связей, но самое главное – ребёнок начинает испытывать удовольствие от умственной работы, от процесса мышления, от сознания собственных возможностей. Формирование готовности детей к решению подобного рода задач осуществляется в совместной деятельности ребёнка и взрослого. Для решения данных задач я использую творческие вопросы, (например): Как нарисовать кошку не рисуя её?  Вариантом выполнения этого задания является рисование части кошки, по которой можно догадаться о целом объекте (зависимость целого и части).

На достаточно высоком уровне дети сами составляют творческие задачи и предлагают их сверстникам. Например: Кто спрятался в кустах? По деталям определить расположение зайчат, сколько морковок растёт в земле?

Проблемная ситуация рассматривается, как средство овладения поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате.

Ребёнок сталкивается с  проблемной ситуацией в условиях занимательных задач, задач шуток, которые заставляют детей задуматься и установить связи объектов по форме, соотношению частей, расположению их в пространстве, количественному значению в виде проблемных вопросов типа: Как разрезать квадрат на треугольники? Какие общие признаки есть у числа четыре и слона?

Для развития творческого мышления детей на занятиях по математике применяю Триз-упражнения: «Поиск общих признаков» - найти у двух разных объектов как можно больше признаков; «Третий лишний» «Поиск противоположных объектов» - «Шиворот на выворот» - назвать как можно больше объектов, противоположных ему. Наряду с  упражнениями ТРИЗ использую игру «Хорошо – плохо», где в качестве объекта выбирается  например треугольник.   Назовите всё хорошее, что связано с треугольником: похож на крышу дома, устойчивый, похож на косынку;  и всё плохое (острый, не катается, заваливается, цепляется углами)             В игре «Да и нет» я загадываю детям слово, число, а дети отгадывают, задавая вопросы, так чтобы можно было отвечать на вопросы только «да» и «нет». Например, задумано число 4 из первых пяти цифр. Дети задают вопрос: «Это число больше двух?» И т.д.

 Задачи на развитие творческого мышления:

Придумывали сказку,  рифму про цифры, оживляли  число, определяли цвета дней недели, изготавливали математическую фигуру из бумаги, пластилина, палочек, придумывали  свои игры с числами и фигурами.

              Все проводимые игры и творческие задания помогают ребёнку открывать скрытые закономерности между объектами и явлениями окружающего мира, получать сведения о свойствах, связях и зависимостях. Использование эффективных средств активации мыслительной деятельности дошкольника позволяет ребёнку находить и осваивать способы познания окружающей действительности, развивать творческие способности и уверенность в своих силах.

   Проблемная ситуация специально создается путем применения особых методических приемов:

  • Подведение  дошкольников к противоречию:

- ребенок на день рождение принес 10 больших конфет в группу и хочет всех угостить, а детей 20. Как вы думаете, всем хватит? Что надо сделать, чтобы каждый из детей получил конфету?

  • Рассмотрение различных точек зрения:

- как можно переложить 2 палочки в домике из счетных палочек, чтобы он смотрел в другую сторону?

  • Создание ситуаций выбора:

-      стул, стол, диван, игрушка – ?

  • Провокации:

-      гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?

  • Проблемные задачи:

* с недостаточными или избыточными исходными данными:

-      у всех детей для занятия приготовлен большой квадрат, а у одного ребенка маленький. Что будем делать?

* с ограниченным временем решения:

-        нарисовать квадраты и прямоугольники на асфальте пока один ребенок считает до 10;

Методика организации математической деятельности детей на основе использования развивающих игр с использованием проблемных ситуаций.

            Практика показывает, что, сталкиваясь, с проблемными ситуациями, дети пугаются, теряются, не умеют задавать вопросы, не сознаются в трудностях, поэтому необходима определенная последовательность работы:

I. Обнаружение проблемы и ее фиксация

                 - Не знаю как, потому что…

                 - Не могу, потому что…

II. Нахождение детьми различных способов решения проблемы. Экспериментальные действия, их обсуждение.

-      Попробую…

-      Наверное…

III. Выполнение задания

-      Это правильно (неправильно), потому что…

-      Надо делать так…

   Игра «Цветные числа» - прием провокации

Цель игры: продолжать учить детей на основе «цветных чисел» называть смежные числа, сравнивать, понимать отношения между ними.

Воспитатель: Представьте себе, что вы пассажиры и вам надо на пароходе добраться до острова. Как пассажирам попасть на палубу?

Дети: Подняться по лесенке на палубу.

Воспитатель: Молодцы, но трап вы будете строить сами, располагая цветные палочки слева направо от самой низкой до самой высокой.

Детям предлагается набор счетных цветных палочек (методическое пособие  палочки Кюизенера с включением одной дополнительной палочки не подходящей по цвету и размеру).

Далее покажем использование приема провокации.

I. Обнаружение проблемы и ее фиксация

Затруднение состоит в том, что надо обнаружить по какому признаку не подходит палочка к другим? (размером и цветом).

Выполнение задания.

Воспитатель: Сколько ступенек в трапе? Какая ступенька лишняя?

Воспитатель: Что вам мешает положить зеленую палочку и построить трап?

 Дети: Не знаем, что делать с зеленой палочкой.

II. Экспериментальные действия, их обсуждение

Ребята путем проб и ошибок приходят к выводу, что зеленая палочка не подходит по размеру и цвету, поэтому использовать ее в игре нельзя.

Дети: Мы ее приложили к нашим палочкам и сравнили.

Воспитатель: Что у вас получилось?

Дети: Длина палочки не подходит даже для числа 10, а число 10 – в нашем наборе оранжевого цвета.

У нее цвет и размер не подходят.

В этом наборе зеленые полоски не встречаются.

Среди наших полосок их нет.

Дети: У нас в наборе 10 цветных палочек  для лесенки, а эта лишняя.

Воспитатель: Умницы, вы правильно заметили ошибку.

Расстроилась зеленая палочка, как мы можем ей помочь?

Дети предлагают сделать еще зеленные палочки и построить из них клетки для зверей, чтобы мы могли их взять с собой на корабль.

III. Проверка выполнения задания.

Решая проблемную ситуацию, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и отличие. Так он открывает мир чисел и фигур. Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую. Развиваются его творческие способности.

Таким образом, для формирования и развития познавательного интереса необходимо формировать у ребёнка опыт преодоления затруднений, опыт эмоционального переживания результатов своих действий – переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворения деятельностью. «Я всё смогу, у меня всё получиться!» – это должно стать девизом детей.

 

Королёва Валентина Дмитриевна  

старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №8»

                 КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ     

Проблемно-диалогическое обучение, как средство развития творчества детей дошкольного возраста.

Конечно, каждая мама считает, что ее ребенок самый лучший, умный, талантливый. И это правильно. Неталантливых, ни к чему не способных детей нет, просто не может быть. Очень важно понять, в какой области ребенок может наиболее полно раскрыть свои способности и вовремя помочь ему в этом. Жизнь постоянно показывает, что на ряду со специальными видами одаренности (к музыке, рисованию, технике и т.д.) существует и более широкая – общая умственная одаренность, сказывающаяся всюду, где требуются достоинства ума (особый вопрос – неодинаковость умственных возможностей индивида в разных видах занятий).

Одаренность – это творческий тип развития, источником которого является творческий потенциал (генетика). Движущей силой этого типа развития является собственная развивающаяся творческая деятельность, а результатом – развитие всей психики, включая творчество.

Творческий потенциал – генетически заложенные возможности человека, включающие познавательную потребность, пороги реагирования на новизну и другие задатки. Он различен от рождения и варьирует от очень высокого до очень низкого. (Матюшкин Алексей Михайлович – доктор психологических наук, профессор) Подробнее: опорные сигналы к авторскому курсу Мельникова Е.Л. «Работа с одаренными учащимися»

Теперь от педагога требуется не только дать детям образование в виде системы знаний – умений – навыков. Но также развивать возможности своих учеников, воспитывать их личность. Поэтому современные детские образовательные учреждения все чаще выбирают развивающие программы обучения (Занков, ШКОЛА 2100). Вот и наш детский сад за основу своей педагогической деятельности выбрал проблемно-диалогическое обучение дошкольников, стимулирующее творчество и речевую активность. Проблемное занятие дает более прочные знания, чем традиционное. На проблемном занятии у детей развивается познавательная сфера: внимание, память, восприятие, мышление, речь. Воспитываются потребности и мотивы, ценности, нравственные установки, нормы поведения, черты характера. Проблемное обучение заставляет детей больше думать, чаще говорить, активнее формировать мышление и речь. На таком занятии дети отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают бойцовский характер. Суть проблемного занятия можно схватить одной фразой: творческое усвоение знаний.

Творческое усвоение знаний – это значит, что дошкольник проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний: выражение решения и реализации продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. При этом в отличие от научного творчества, ребенок формулирует учебную проблему, открывает субъективно новые знания и выражает его в простых формах. В конечном же счете проблемное обучение обеспечивает тройной эффект: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей и воспитание активной личности.

Ученые делят творческое развитие на возрастные этапы. Первый этап – этап поисково-исследовательской активности (0-2/3 года), характеризуется поиском любых впечатлений. Второй этап – этап постановки вопросов и проблем (2/3 – 5/6 лет), ребенок начинает видеть противоречия. Как видно по возрасту, наши дети (дети дошкольного возраста) находятся на границе этих двух этапов. Вопросы которые сейчас задают дети, можно разделить на три группы:

  1. Вопросы ради общения;
  2. Познавательные вопросы, когда ребенок хочет что-то узнать;
  3. Творческие вопросы (содержат противоречия, видимое размышление перед постановкой вопроса, сильную эмоциональную реакцию, есть грамматическое построение вопроса: «ведь мы знаем, что …. почему же тогда…»).

Очень важно взрослым правильно реагировать на вопросы детей:

  1. Отвечать;
  2. Переадресовывать;
  3. Сообщить источник информации;
  4. Выстроить логическую цепочку;
  5. Если вопрос неясен. надо его  переформулировать.

За творческий вопрос сначала обязательно похвалить, потом ответить.

Таким образом, мы все вовлечены в процесс творческого развития ребенка. Поэтому воспитатели и родители постоянно должны сотрудничать и помогать друг другу.

 

 Королёва Валентина Дмитриевна

Старший воспитатель МАДОУ "Детский сад№8"

                                                                


Форма обратной связи


Введите код